Krita для новичков (3/3): Финальные штрихи к портрету

Эта статья — последняя в серии «Krita для новичков». Напомню, в первом уроке мы нарисовали черно-белый портрет, во втором раскрасили его, ну а в последнем, третьем уроке мы добавим к полученному портрету еще немного детализации и финальных штрихов.

Krita для новичков (3/3) - Финальные штрихи к портрету

Содержание серии:

Примечание:
Вы ведь наверняка до сих пор сохраняли проделанную работу во внутреннем формате Krita (*.kra), все верно? Как вариант — можете поэкспериментировать с сохранением своих работ в формате Open raster (*.ora). Этот формат также сохранит все ваши слои и режимы смешивания. Правда, с ним Krita работает чуть медленнее, чем с родным, но у него есть и свои преимущества. Например, универсальность — ведь сохраненные таким образом работы вы сможете открывать в других программах, например в Gimp или MyPaint.

Приступаем к рисованию!

1

Откройте в Krita работу, полученную в конце предыдущего урока (раскрашенный портрет). Установите масштаб в 50% и отцентрируйте холст относительно рабочего пространства окна. Как обычно, не забудьте активировать режим горизонтального отзеркаливания соответствующей кнопкой на верхней панели.

Центрирование холста в Krita
2

Объедините все имеющиеся слои в один (Ctrl+Shift+E) и назовите полученный слой base («база»). Продублируйте этот слой поверх оригинала и назовите новый слой paint.

Объединение слоев в Krita
3

Для начала увеличим наше изображение до 200% от оригинального размера, чтобы иметь больше возможностей при добавлении деталей. Для этого выберите Image &rarr Scale Image To New Size (1) (или нажмите комбинацию Ctrl+Alt+I. В качестве единицы измерения выберите проценты (2) и введите значение 200 для ширины (3). Высота изображения при этом должна автоматически увеличиться в 2 раза. В выпадающем списке Filter в качестве способа интерполяции выберите Lanczos3 (4) и нажмите OK. Дождитесь, пока Krita выполнит работу по изменению размера.

Увеличение разрешения изображения в Krita
4

После предыдущей операции при сохранении масштаба отображения в 50% наша картинка перестанет помещаться в рабочем пространстве окна, но это не страшно. Продолжайте работать в этом же масштабе. Перемещать изображение внутри рабочего пространства можно при помощи средней клавиши мыши, либо же при помощи левой клавиши мыши с одновременно зажатой клавишей Пробел. В увеличенном размере изображение начнет занимать больше дискового пространства и прочих ресурсов, но вы не должны заметить значительного ухудшения быстродействия, поскольку мы будем работать при том же масштабе и с теми же размерами кисти.

Кстати, большинство кистей оптимизированы для работы в масштабе 50%. А увеличение разрешения облегчит дальнейшее использование полученного изображения. Так, минимальное разрешение для полноценной печати составляет 300ppi. Если вы не разбираетесь в подобных единицах измерения (ppi и прочие) — просто попробуйте посмотреть на картинку в масштабе 33% на стандартном мониторе (с обычным разрешением в 96ppi) — это позволит вам представить, какой реальный размер будет у картинки после печати.

Перемещение по изображению в Krita
5

Этот пункт немного устарел с момента написания первой версии статьи в 2013 году. По состоянию на 2017 год диалогового окна как на скриншоте ниже уже не существует, поэтому не обращайте внимания на этот скриншот. В этом шаге мы добавляем список часто используемых кистей, которые появляются при правом клике мышью или нажатии соответствующей кнопки на стилусе. Да, речь о том самом круговом меню кистей вокруг цветовой палитры (смотрите пункт (2) на следующем скриншоте, хотя даже там он уже не совсем соответствует действительности). В 2017 году все намного проще — при появлении этого меню и нажатии на первую кнопочку в правом нижнем углу можно указать, какой из наборов кистей должен отображаться в этом меню.

Формирование набора кистей в Krita
6

Что же, после того, как наш быстродоступный список кистей (2) настроен, можем приступать к работе. Нажатием клавиши Tab вы можете скрыть большинство элементов управления окна, чтобы расширить рабочую область (вы можете в любой момент вернуть все эти элементы повторным нажатием на Tab). Кисть и ее цвет вы теперь можете выбирать в том самом меню по правому клику. Если цветовой круг в этом меню слишком мал для вас — вы можете вызвать вариант покрупнее нажатием комбинации Shift+I (4). Историю используемых цветов вы можете увидеть по нажатию на клавишу H (3).

Инструменты для работы с цветом в Krita
7

Если вам неудобны какие-то из используемых клавиатурных комбинаций (например, упомянутая выше комбинация Shift+I — вы всегда можете изменить ее, вызвав окошко Settings → Configure Krita → Keyboard Shortcuts. Скриншот ниже уже тоже не вполне соответствует действительности, но суть осталась та же. В поисковом поле (2) введите ключевые слова (например, show color selector), выберите нужный пункт и назначьте ему другую комбинацию (например, просто клавишу C) (3). Не забудьте нажать на кнопку OK (4) для применения изменений.

Изменение клавиатурных комбинаций в Krita
8

После завершения всех необходимых настроек вы наконец-то можете начать продолжительный сеанс рисования с использованием упомянутых выше средств. На детализацию работы, изображенной на скриншотах к этому уроку, ушло около 4 часов. Рисование более четких контуров, шлифовка поверхностей и новый уровень детализации — все это позволит вам получше обозначить объемы и материалы, а тем, кто увидит вашу финальную работу — в полной мере насладиться результатом.

Вы можете использовать знакомую по предыдущим урокам кисть Bristles_hairy с уже использовавшимися в прошлом уроке режимами смешивания normal/addition/glazing, если вы хотите сделать какие-то детали более контрастными (затемнить или наоборот осветлить их). Вы можете рисовать непосредственно на созданном в начале этого урока слое paint.

Это долгий процесс — просматривая весь рисунок целиком и отдельные его части, корректировать и улучшать детали. Для выбора цветов в большинстве случаев вам будет достаточно использовать уже имеющиеся на изображении цвета, выбирая их при помощи пипетки (клик с зажатым Ctrl). Время от времени уменьшайте масштаб, чтобы не потеряться в деталях и всегда контролировать общий вид картинки. Полезно время от времени отключать некоторые слои (последние из созданных), чтобы понимать, в правильном ли направлении вы движетесь и становится ли картинка лучше.

Конечно же, вы по прежнему можете использовать весь набор доступных инструментов, включая ластик (E). Именно поэтому желательно работать на отдельных слоях, чтобы не повредить ластиком или неправильными мазками уже сделанную на предыдущих этапах работу. В случае с использованием отдельных слоев вы легко можете откатиться назад на любом этапе работы, если вдруг что-то пойдет не так.

Это самый долгий этап работы, но в то же время он один из самых интересных, к тому же вы можете расслабиться и порелаксировать в процессе работы.

Детализация изображения в Krita
9

В процессе детализации в примере на скриншотах было слегка изменено выражение глаз. К тому же при ближайшем рассмотрении тени начали казаться плосковатыми, пришлось поработать и над ними. Также были произведены некоторые эксперименты с глянцем на волосах, которые потом были значительно ослаблены, чтобы они не выглядели чересчур искусственными.

В процессе детализации вполне можно корректировать какие-то моменты, упущенные на предыдущих этапах. Для правки совсем мелких деталей (типа бликов на глазах) вы можете значительно увеличивать масштаб отображения. На скриншоте ниже была использована кисть Airbrush_pressure с небольшим размером для добавления более плавных линий при рисовании блика.

Опять же, работая над деталями — не забывайте время от времени смотреть на всю картину целиком.

Работа над деталями в Krita
10

По мере того, как вы будете придавать картинке все более завершенный вид, вас может все больше и больше смущать абсолютная симметричность картинки, которая придает ей искусственный вид. Это легко подправить, чем мы и займемся в следующем шаге.

Рисование в режиме симметрии в Krita
11

Для начала просто отключите режим горизонтальной симметрии нажатием на соответствующую кнопку на верхней панели. Дальше приступайте к добавлению ассиметрии. В первую очередь следует исправить явные косяки. Например, блики света на глазах в случае симметричного рисования находятся по разные стороны зрачка, в то время как в реальности они будут находиться с одной и той же стороны. Представьте, где находится источник света и поправьте эту оплошность (на скриншоте ниже мы предполагаем, что источник света находится слева вверху). Подобные мелкие правки можно произвести и с прочими тенями и бликами.

Наконец, когда работа завершена — не забудьте подписать ее. После этого вы можете сохранить картинку в более удобном для демонстрации формате (*.png например). Естественно, исходник (в *.kra или *.ora формате) тоже не помешает сохранить в сторонке. Для публикации подобных работ в интернете лучше всего подойдет формат *.jpeg. Естественно, при этом стоит значительно уменьшить разрешение картинки (например, до 720px по ширине).

Добавление ассиметрии в Krita

На этом все. В этих трех уроках вы имели возможность познакомиться с некоторыми своеобразными «рецептами приготовления художественной работы в Krita». Надеюсь, эта серия дала вам хороший старт. А дальше — дело за вами. Рисуйте, пробуйте новое, экспериментируйте. Практикуйтесь как можно больше, и результат не заставит себя ждать.