{"@context":"https://schema.org","@graph":[{"@type":"WebSite","@id":"https://openarts.ru/#website","url":"https://openarts.ru/","name":"OpenArts","publisher":{"@id":"https://openarts.ru/#person"},"potentialAction":{"@type":"SearchAction","target":"https://openarts.ru/?s={search_term_string}","query-input":"required name=search_term_string"}},{"@type":"WebPage","@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#webpage","url":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/","inLanguage":"ru-RU","name":"\u0418\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 Blender 2.8 | OpenArts","isPartOf":{"@id":"https://openarts.ru/#website"},"image":{"@type":"ImageObject","@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#primaryimage","url":"https://openarts.ru/media/blender-2-8-changes.jpg","caption":""},"primaryImageOfPage":{"@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#primaryimage"},"datePublished":"2019-03-30T12:18:59+00:00","dateModified":"2019-03-30T12:18:59+00:00","description":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u044b\u0434\u0443\u0449\u0438\u0435 \u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0438 Blender \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0437\u0430 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430 \u0441 \u043d\u0438\u043c \u0434\u043b\u044f \u043d\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043d\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043e\u0447\u0435\u0432\u0438\u0434\u043d\u0430. \u041d\u043e \u0432 Blender 2.8 \u0432\u0441\u0435 \u0438\u043d\u0430\u0447\u0435...","breadcrumb":{"@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#breadcrumb"}},{"@type":"BreadcrumbList","@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#breadcrumb","itemListElement":[{"@type":"ListItem","position":1,"item":{"@type":"WebPage","@id":"https://openarts.ru/","url":"https://openarts.ru/","name":""}},{"@type":"ListItem","position":2,"item":{"@type":"WebPage","@id":"https://openarts.ru/tutorials/","url":"https://openarts.ru/tutorials/","name":"\u0423\u0440\u043e\u043a\u0438"}},{"@type":"ListItem","position":3,"item":{"@type":"WebPage","@id":"https://openarts.ru/tutorials/blender/","url":"https://openarts.ru/tutorials/blender/","name":"\u0423\u0440\u043e\u043a\u0438 Blender"}},{"@type":"ListItem","position":4,"item":{"@type":"WebPage","@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/","url":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/","name":"\u0418\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 Blender 2.8"}}]},{"@type":"Article","@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#article","isPartOf":{"@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#webpage"},"author":{"@id":"https://openarts.ru/author/zhart/#author","name":"zhart"},"publisher":{"@id":"https://openarts.ru/#person"},"headline":"\u0418\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 Blender 2.8","datePublished":"2019-03-30T12:18:59+00:00","dateModified":"2019-03-30T12:18:59+00:00","commentCount":0,"mainEntityOfPage":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#webpage","image":{"@id":"https://openarts.ru/blender-2-8-changes/#primaryimage"},"keywords":"blender,\u043d\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0430,\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b","articleSection":"\u0411\u043b\u043e\u0433,\u0423\u0440\u043e\u043a\u0438 Blender"},{"@type":"Person","@id":"https://openarts.ru/author/zhart/#author","name":"zhart","image":{"@type":"ImageObject","@id":"https://openarts.ru/#personlogo","url":"https://secure.gravatar.com/avatar/48486e993558dbe6edce1f9dd6d1687e?s=96&d=wavatar&r=g","caption":"zhart"},"sameAs":[]}]}

Изменения в Blender 2.8

Предыдущие версии Blender часто критиковали за то, что работа с ним для новых пользователей не всегда очевидна. Особенно ругались на него те, кто переходил с других пакетов для работы с 3D-графикой (Max, Maya и прочих), поскольку принципы работы и основные шорткаты в Blender во многом не соответствовали принятым в индустрии стандартам.

Но времена идут и многое меняется. Так, при разработке Blender 2.8 была проделана гигантская работа по улучшению юзабилити. В том числе многие вещи были приведены к общепринятым стандартам. Правда, теперь за это приходится расплачиваться пользователям предыдущих версий Blender, привыкшим к старому интерфейсу. Собственно, эта статья призвана облегчить переход с предыдущей версии Blender 2.79 на версию Blender 2.8. Итак…

Советы мигрирующим с Blender 2.7 на Blender 2.8

Многие пользователи при запуске Blender 2.8 обнаруживают, что изменилось в нем гораздо больше, чем они ожидали. Значительная часть клавиатурных комбинаций изменена или вовсе удалена, масса привычного функционала теперь распределена по другим местам, ну и конечно добавлено значительное количество новых полезных функций, с которыми тоже нужно разбираться.

Среди основных целей всех этих нововведений было и уменьшение порога входа новых пользователей. На мой взгляд, с этой задачей справились отлично — Blender теперь действительно выглядит гораздо привлекательнее, а принципы работы с ним более очевидны, чем раньше.

Пользовательский интерфейс в Blender 2.8

  • Полностью изменен интерфейс пользовательских настроек. Здесь появились новые секции. Само окошко теперь отзывчиво к изменению размера (секции перестраиваются при изменении). Флажок «Auto Perspective» теперь включен по умолчанию. Отключите его, если вы в основном работаете в режиме ортографической проекции.
  • Выделение левым кликом мыши теперь используется по умолчанию. Правым кликом теперь вызывается контексное меню, которое меняется в зависимости от места клика. 3D-курсор теперь перемещается правым кликом с зажатой клавишей Shift.
  • Движение мышью в Blender 2.8 при зажатой левой клавише создает прямоугольное выделение. А еще для снятия выделения теперь можно просто кликнуть по пустому месту в сцене. Клавиша W теперь позволяет циклично переключаться между типами выделения.
  • Выделение объектов теперь ограничено текущим режимом (объектным режимом, скульптингом и т.д.). Чтобы отключить такое поведение, уберите в меню галочку Edit ➔ Lock Object Modes.
  • Панель инструментов слева (вызываемая клавишей T) в Blender 2.8 ограничена узкой полосой кнопок. Опытные пользователи могут обойтись без этих кнопок (посредством шорткатов), но новичкам эта панель наверняка придется по душе. Некоторые элементы, которые раньше присутствовали на Tool-панели, теперь могут быть найдены в Numeric-панели (вызываемой клавишей N).
  • Наряду с привычными перемещением (G), вращением (R) и масштабированием (S) объекта, в Blender 2.8 появился режим трансформации, совмещающий в себе все три указанных режима (вызывается по Shift+пробел, затем T). В этом режиме вы можете включать и отключать элементы управления при помощи комбинации Ctrl+`.
  • Опции Overlays и Shading, которые раньше отображались в левом сайдбаре, в Blender 2.8 переместились в правый верхний угол окна 3D-вида. Там же вы можете найти и некоторые другие опции. В этой же панели можно нажатием одной кнопки полностью отключить отображение всех вспомогательных элементов («Overlays»). То же самое можно сделать при помощи комбинации Shift+Alt+Z. Этот режим соответствует старой галочке Display ➔ Only Render на панели свойств.
  • Невизуализируемые объекты (камера, источники света) теперь остаются видимыми даже в режиме отображения сцены в отрендеренном виде (в том числе для Cycles).
  • В режиме редактирования теперь можно редактировать одновременно несколько объектов!
  • Инструмент Grease Pencil был заменен на Grease Pencil objects, у которого теперь есть собственные режимы для рисования, скульптинга и т.п.
  • В верхней части окна Blender 2.8 вы можете найти табы для переключения между рабочими пространствами («workspaces»), предназначенными для различных активностей (анимация, скульптинг и т.п.). Воркспейсы во многом напоминают старые блендеровские лайауты («layouts»), однако являются более гибкими. К ним можно подключать отдельные аддоны, а также привязывать режимы (как уже сделано в стандартных воркспейсах для режимов редактирования и скульптинга). Шорткаты тоже отличаются — переключение между воркспейсами осуществляется при помощи комбинаций Ctlr+Page Up и Ctlr+Page Down.
  • Разделять вьюпорты окна теперь можно из любого угла вьюпорта.
  • В Blender 2.8 можно открывать несколько окон, в которых можно одновременно редактировать одну и ту же сцену, настроив их по своему.
  • Инфо-панель переместилась в нижнюю часть окна и приобрела дополнительный функционал. При этом выпадающие меню наоборот — переместились в верхнюю часть окна.
  • Панель свойств в правой части дефолтного интерфейса в Blender 2.8 разделена на большее количество секций, а табы теперь ориентированы вертикально. Некоторые свойства поменяли свое месторасположение. Например, управление цветом теперь располагается на вкладке настроек рендера.
  • Фоновые изображения-референсы были заменены новым типом объекта-пустышки: Image Empty (изображение-пустышка). Такое изображение может быть добавлено в сцену стандартным способом, либо же перетаскиванием с окна файлового менеджера.
  • Слоев в привычном виде в Blender 2.8 больше нет, вместо них добавлены так называемые «коллекции». По сути, коллекции — это папки внутри аутлайнера, с неограниченной вложенностью. Как и в случае со слоями в предыдущих версиях, в Blender 2.8 по прежнему можете использовать клавишу M для перемещения объектов по коллекциям, а также переключаться между корневыми коллекциями при помощи цифровых клавиш.
  • Используя нижний пункт меню добавления объектов (Shift+A), вы можете создавать экземпляры существующих коллекций внутри текущей коллекции.
  • В Blender 2.8 появилась возможность под названием Quick Favorites, позволяющая создавать свое собственное всплывающее меню с любыми доступными в Blender функциями. При клике на многие элементы управления в появляющемся контекстном меню теперь есть пункт Add to Quick Favorites, при помощи которого можно добавлять новые пункты в это меню. Ну а само меню вызывается нажатием на клавишу Q. Причем это меню может меняться в зависимости от текущего режима, то есть вы, например, можете создать в нем отдельные пункты для объектного режима и режима редактирования.
  • Наконец-то реализована нормальная работа с системами измерений. По дефолту используется метрическая система.

Рендеринг в Blender 2.8

  • Во вьюпорте наряду с уже знакомыми режимами Wireframe, Solid и Rendered появился новый — LookDev. Он неплохо подходит для быстрой проверки шейдеров — даже до того, как в сцене настроены источники освещения для полноценного отображения в режиме Rendered.
  • Часть опций рендера переместилась в меню Render в верхнем левом углу интерфейса.
  • Новый рендер «Eevee» полностью заменил собой «Blender Render» (также известный как «Blender Internal»), который был предназначен для быстрого не-фотореалистичного рендеринга (теперь это делает Eevee).
  • А еще в Blender 2.8 есть совсем примитивный рендер под названием «Workbench», это новый базовый рендер для вьюпорта (на замену тому, который назывался OpenGL-рендер). Workbench умеет гармонично работать с новыми overlay-опциями (см. меню Overlays в верхнем правом углу интерфейса).
  • Шейдер Principled BSDF стал дефолтным шейдером в Blender 2.8.
  • Большинство шейдеров теперь совместимы одновременно и с Eevee, и с Cycles. То есть теперь не нужно отдельно настраивать каждый из движков, в отличие от предыдущих версий Blender (Cycles и Blender Internal).

Анимация в Blender 2.8

  • На манер того, как это реализовано в After Effects, в Blender 2.8 создавать кейфреймы для анимируемых опций теперь можно нажатием на маленький кружочек справа от опции (после этого он преобразуется в ромбик).
  • В таймлайне вы теперь можете манипулировать кейфреймами. Вернее будет сказать, что таймлайн и Dope Sheet теперь в значительной мере совмещены.
  • Переключаться между таймлайном и Dope Sheet в Blender 2.8 можно циклическим нажатием Shift+F12 (курсор при этом должен находиться над соответствующей областью). Переключение на Graph Editor по прежнему осуществляется комбинацией Shift+F6. Кстати говоря, подсказки по горячим клавишам теперь отображаются прямо в выпадающем окне типов редакторов.

Горячие клавиши в Blender 2.8

Тут стоит заметить, что работа с клавиатурой и мышью в Blender 2.8 стала еще удобнее. Мне все еще приходится работать в Blender 2.79 для некоторых проектов, но даже в Blender 2.79 я уже настроил горячие клавиши для максимальной совместимости с Blender 2.8 (иначе было неудобно переключаться между разными версиями).

  • Нажатие клавиши A по прежнему выделяет всё, но для того, чтобы полностью снять выделение, теперь нужно нажать комбинацию Alt+A. Повторное нажатие A для снятия выделения в Blender 2.8 не работает, но зато работает быстрое двойное нажатие на A. Также выделение теперь можно снять простым кликом по пустому пространству (как это привычно пользователям других редакторов).
  • Нажатие на пробел теперь не вызывает меню, а запускает анимацию (можно изменить в настройках). Поисковое меню же теперь выделяется клавишей F3 (или Command+F на macOS).
  • Комбинация Ctrl+Пробел теперь разворачивает текущий вид под курсором (раньше это делала комбинация Shift+Пробел.
  • Если вы использовали комбинации Ctrl+1, +2, +3 для быстрого применения модификатора Subdivision, то это теперь работает только в объектном режиме. В режиме же редактирования эти комбинации теперь позволяют быстро переключаться между режимами выделения вершин, ребер и граней (что очень удобно).
  • Серьезным преобразованиям в Blender 2.8 подверглось назначение функциональных клавиш. F1 больше не отображает диалог открытия файлов. F2 позволяет переименовывать активный объект. F3, как уже было сказано выше, теперь отображает меню поиска команд. F4 теперь отображает контекстное меню. Кстати, в этом же контекстном меню теперь доступен пункт вызова окна настроек (отдельной комбинации для вызова этого окна по дефолту больше нет). Клавиши от F5 до F10 вообще свободны для назначения пользовательских команд. Клавиши F11 и F12 по прежнему отвечают за рендер.
  • Открыть и сохранить сцену можно соответственно привычными комбинациями Ctrl+O и Ctrl+S, причем дополнительных подтверждений теперь не нужно. Команда Сохранить как… доступна по комбинации Ctrl+Shift+S.
  • Клавиша W в Blender 2.8 позволяет циклично переключаться между режимами выделения.
  • Вот чего реально не хватает — так это знакомой комбинации Shift+Ctrl+Alt+C, которая в предыдущих версиях Blender вызывала меню Set Origin. Это меню теперь доступно в контекстном меню по правому клику.
  • Как уже было упомянуто выше, комбинации Ctlr+Page Up и Ctlr+Page Down позволяют переключаться между воркспейсами.
  • В режиме редактирования комбинация Shift+N теперь пересчитывает нормали (раньше эта опция была доступна по Ctrl+N).
  • В аутлайнере Blender 2.8 клавиша E деактивирует выделенные коллекции, а комбинация Alt+E позволяет заново активировать выделенные неактивные коллекции. Такой подход позволяет использовать коллекции на манер слоев в предыдущих версия Blender (скрывать неиспользуемые коллекции).
  • Часть клавиатурных комбинаций, которые раньше использовались для переключения между режимами, теперь заменена на пункты в круговом меню. Причина — режимов стало больше. Такой подход требует выработки новых привычек, но он довольно удобен. Причем использовать круговое меню можно как минимум двумя способами, оба довольно быстрые и удобные. Первый — нажимаете комбинацию вызова кругового меню, а затем жмете соответствующую цифровую клавишу. Второй способ — зажимаете клавишу вызова кругового меню, и, не отпуская ее, слегка двигаете курсор в сторону нужного пункта, и после выбора пункта отпускаете клавишу. Примеры круговых меню — в следующих пунктах.
  • Клавиша Z раньше переключала между режимами Solid и Wireframe. В Blender 2.8 она вызывает круговое меню с кучей режимов.
  • Все вспомогательные слои (Overlays, см. соответствующее меню в верхнем правом углу интерфейса) теперь могут быть отключены одним махом комбинацией Shift+Alt+Z и заново включены той же комбинацией. Режим такого скрытия совместим с галочкой Display → Only Render в старом интерфейсе Blender.
  • Комбинация Ctrl+Tab теперь вызывает круговое меню с возможностью переключения между режимами (объектный, редактирование, скульптинг и т.п). Простое нажатие Tab по дефолту как и раньше переключает между режимами редактирования и объектным. Одной галочкой в настройках можно поменять эти комбинации местами (Tab и Ctrl+Tab), если вы хотите вызывать круговое меню простым нажатием на Tab.
  • Нажатием на запятую (,) в Blender 2.8 вызывается круговое меню с выбором ориентации осей трансформации.
  • Нажатием на точку (.) вызывается круговое меню выбора точки вращения (Pivot Point).
  • Нажатием на клавишу ` (которая над Tab-ом, там, где русская Ё) вызывается круговое меню для выбора предустановки вида в текущем вюьпорте (слева, спереди, справа и т.п.). Фактически это меню дублирует функционал боковой цифровой клавиатуры. Может быть спасением на ноутбуках без боковой цифровой клавиатуры, да и вообще многим такое меню кажется более удобным, чем переключение вида с клавиатуры.
  • Комбинация Ctrl+` позволяет отключать и заново включать отображение осей трансформации, когда в левой панели инструментов выбран один из инструментов трансформации.

На этом пока все. Стоит сказать, что изменения в Blender 2.8 по сравнению с предыдущими версиями не ограничиваются списком в этой статье, однако я постарался описать здесь самое важное для тех, кто переходит с Blender 2.7 на Blender 2.8.

Если у вас есть какие-то дополнения, уточнения или просто мысли по поводу вышеизложенного — велкам в комментарии.


Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *