Эволюция художника • Урок 2. Рисование

Цифровая живопись конечно же очень сильно зависит от вашего опыта, как художника. В этом уроке мы постараемся вспомнить некоторые важные техники. Подразумевается, что перед прочтением этого урока вы уже ознакомились с первым уроком («Набросок»).

Рисование

Так же, как и в первом уроке, мы поэтапно разберем рисование нескольких персонажей (на основе созданных в первом уроке набросков). Попутно мы разберем используемые техники рисования, а также различные нюансы и хитрости.
Итак приступим, и первая на очереди у нас — «Lia Turtle».

Базовая кисть, которая используется при рисовании — та же самая, которая использовалась при создании наброска, только масштаб ее значительно уменьшен, а цвет изменен на почти черный (точнее параметры кисти вы увидите на скриншотах в статье).

Рисование персонажа «Lia Turtle»

Откройте предварительно созданный набросок и первым делом создайте новый прозрачный слой, расположив его прямо над слоем с наброском.

Создаем новый прозрачный слой в Gimp и увеличиваем масштаб

Подсказка: На этапе рисования вы можете увеличивать различные участки изображения, чтобы иметь возможность лучше прорисовать детали.

Рисуем поверх первоначального наброска

Как вы можете видеть на рисунках, этап рисования — это просто рисование поверх объемов, полученных на этапе создания наброска.

Использование время от времени зеркального отражения холста часто полезно на этапе рисования точно так же, как и на этапе создания наброска (для исключения эффекта замыливания глаз). Да и вообще, зеркальное отражение полезно использовать на всех этапах.

Использование зеркального отражения рисунка

Нет необходимости волноваться о каждом штрихе, поскольку даже то, что мы получим на этапе рисования, не будет отображено на финальном изображении. У нас еще будет время подкорректировать контуры на этапе разрисовки.

В процессе рисования вы можете постоянно менять масштаб отображения. Приближайте изображение для рисования детализированных участков, и отдаляйте для участков, не требующих высокой детализации. Например, при создании персонажа обычно повышенное внимание к деталям обычно уделяют при рисовании лица, и пониженное — при рисовании ног.

Побольше практикуйтесь, и вы сможете довести до автоматизма рисование персонажей с учетом законов анатомии.

Используйте клавишу Shift для рисования прямых линий. В нашем случае это контуры меча.

Рисование прямых линий в Gimp

То, что говорилось выше по поводу масштаба отображения, справедливо и для масштаба кисти. То есть участки, не требующие повышенной детализации, можно рисовать большей по размеру кистью. И наоборот, для улучшения детализации можно уменьшать размер кисти.

Не забывайте о резинке и возможности корректировки.

В профессиональной деятельности этот шаг очень важен. На этом этапе вы можете показать работу своим коллегам, которые смогут дать оценку основным формам персонажа. Модификации на этом этапе по-прежнему достаточно просты, ошибки исправить еще достаточно просто, исправление не займет очень много времени.

Lia Turtle, финальный рисунок

На этом этап рисования персонажа «Lia Turtle» завершен. Следующий персонаж, рисование которого мы рассмотрим — «Cendrea».

Рисование человеческой головы

А сейчас мы рассмотрим некоторые универсальные принципы рисования головы, анатомию головы в ее простейшем виде, чтобы вы также могли рисовать головы наподобие той, что вы видите здесь.

Как вы можете видеть на рисунке ниже, форму головы на нашем наброске условно можно сравнить с картошкой. Чтобы лучше представить себе эту форму, проведем через нее 2 меридиана.

Обозначим меридианы на упрощенной форме головы

Для дальнейшего построения правильных пропорций головы примем нашу «картошку» за сферу. Сначала разделите эту сферу на 4 части, а затем определите центр четверти — эта точка будет являться основанием волос.

Определение линии волос на голове

После такого разделения вы можете увеличить количество частей до 3-х (так, как это показано на рисунке ниже).

Определение пропорций головы
Определение расположения элементов на голове

Таким образом, мы определили ключевые точки для построения правильных пропорций головы:

Ключевые точки в пропорциях головы

Естественно, это очень упрощенная схема, которая используется для быстрого задания ключевых точек рисуемой человеческой головы. За подробностями обращайтесь к специализированной литературе по анатомии головы человека.

Вот еще некоторые простые соотношения, которые помогут вам при рисовании головы (наглядно они изображены на рисунке чуть ниже):

  • Вертикальная линия, проведенная через зрачок человека, пройдет также примерно через край рта.
  • Линия бровей примерно совпадает с верхушкой уха.
  • Линия основания носа примерно совпадает с окончанием нижней части уха.
Соотношения в пропорциях головы

Пример быстрой черно-белой визуализации изложенных выше принципов:

Итоговое черно-белое изображение головы человека

А это уже более законченная работа:

Итоговое цветное изображение головы человека

Рисование персонажа «Cendrea»

«Cendera» — это идеальный персонаж для демонстрации техники быстрого рисования. Конечно же, подробная детализация будет производиться на этапе разрисовки. Результат может выглядеть недостаточно детализированным, если мы только обведем то, что было нарисовано на этапе создания наброска, то есть вероятно понадобится дополнительная детализация.

Не стесняйтесь корректировать свой скетч. Не нужно повторять набросок «линия в линию».

Не нужно повторять набросок линия в линию

Это все, переходим к следующему персонажу.

Рисование персонажа «Shain»

Конечно, если этап рисования — последний, и после него вы готовы представить свою работу в высоком качестве и разрешении в качестве финальной, то придется потратить на это побольше времени.

Так, на рисование персонажа-монстра «Shain» было затрачено более часа. То есть это заняло намного больше времени, чем рисование предыдущего персонажа в технике быстрого рисования («Cendera»).

Неоднородные линии

При создании стиля рисуемых линий старайтесь избегать равномерных (с одинаковой шириной) и непрерывных линий. Приберегите подобный подход для создания значков и векторной графики.

Неоднородные линии

Для того, чтобы линии не были однородными, можно использовать кисть прямоугольной формы. В пресетах Давида Ревуа такая кисть называется «Knife» («Нож»).

Выбор кисти для неоднородных линий

Вы можете улучшить и подчеркнуть некоторые объемы небольшой штриховкой на изгибах и складках, либо уже думать о начальной постановке и заливке некоторых теней.

Рисуем Shain-а

Этап рисования — это также наилучшее время для детализации аксессуаров.

Специализированные кисти помогут вам сберечь какое-то время. Например, цепь у текущего персонажа была нарисована очень быстро.

Использование специализированных кистей

Если вы используете Gimp, то для конечной корректировки вы можете использовать инструменты деформации. Для этого необходимо обвести необходимые участки (или все изображение) стандартным прямоугольным выделением и выбрать в меню «Filters → Distorts → IWarp» («Фильтры → Искажения → Интерактивное искажение»). Это отличный способ быстрой корректировки изображения.

Корректировка изображения при помощи инструмента деформации

Допускается объединение слоев с наброском и рисунком. Если вы используете описываемые здесь методики, то светло-серые тона наброска скорее всего будут неплохо дополнять рисунок. Все лишнее можно стереть резинкой (особенно это касается штрихов наброска, выходящих за контуры рисунка).

Объединение слоев с наброском и рисунком

Очень важно уделить внимание деталям, чтобы персонаж выглядел естественно.
Например, некоторые функциональные детали текущего персонажа:

  • Как закреплена защита для плечей?
  • Насколько тяжела эта защита?
  • Сможет ли персонаж сражаться со всеми этими навесами?
Рисование Shain-а завершено

Если уж вы тратите значительное время на рисование, не поленитесь также уделить несколько минут тому, чтобы придать рисунку более презентабельный вид. Это может сильно помочь при демонстрации рисунка клиенту. Например, почему бы не использовать в качестве фона рисунка текстуру старого листа бумаги?

Используем в качестве фона текстуру старой бумаги

Можно имитировать и другие виды бумаги или техники, например рисование простым карандашом по листу ватмана. Если у вас есть сканер, можете просто отсканировать те типы бумаги, которые вам нравятся больше всех.

Имитируем рисование простым карандашом по бумаге

На этом все, этап рисования для персонажа «Shain» закончен. Переходим к рисованию портрета «Cendrea».

Рисование портрета «Cendrea»

На многих участках этого портрета «Cendrea» линии недостаточно определены. Работа над этим рисунком состоит преимущественно в создании более подробной картинки и добавлении деталей, чтобы облегчить последующие шаги.

Добавление деталей к портрету персонажа

Для того, чтобы линии рисунка ложились правильно, вы можете подправлять объемы, разделять их, выравнивать их согласно вашей системе перспективы. С основными объемами персонажа мы должны были определиться еще на этапе наброска, до создания рисунка. Практикуйтесь — изучайте и анализируйте объемы различных объектов, и вы будете способны манипулировать ими в своих интересах.

Конечно же, это не 3D-модель, но вы можете упростить в своем воображении некоторые базовые объемы персонажа (в данном случае лица) — это поможет лучше понять их природу.

В процессе рисования представляйте в уме базовые объемы лица

Организуйте более толстые и более тонкие линии в единую систему.
Классический подход:

  • более толстые линии для силуэта;
  • линии средней толщины для обозначения внутренних объемов;
  • тонкие линии для деталей.
Организуйте тонкие и толстые линии в единую систему
Используйте линии различной толщины

Уделите отдельно какое-то количество минут для прорисовки деталей лица.

Уделите время прорисовке деталей лица
Финальный рисунок-портрет Cendrea

Это все, этап рисования портрета, как и весь урок по рисованию, закончен.
Следующий урок — «Alchemy».